Выбираем лыжероллеры
Лыжероллеры можно классифицировать по назначению (тренировочные или гоночные) и стилю передвижения (коньковые, классические, универсальные). Материалом платформы может быть, как алюминиевый сплав, так и стекло(угле)композит, который поглощает вибрации и по «рессорной» работе более похож на лыжи. Платформы из композита могут быть стандартной жесткости или усиленные (stiff – для тяжелых лыжников). Вилка лыжероллера может быть интегрированной или сборной. Для плохих покрытий выпускают внедорожные лыжероллеры. Ступица колес может быть пластиковой или металлической, подшипники – стандарта 608, различного класса точности. Колеса для лыжероллеров могут быть надувными или цельнолитыми, изготовленными из резиновой смеси или полиуретана.
Классические лыжероллеры оснащены стопорным механизмом на переднем или заднем колесе, который позволяет оттолкнуться ногой. Колеса коньковых лыжероллеров вращаются на своей оси в любую сторону. Универсальные лыжероллеры позволяют двигаться как классическими, так и коньковыми ходами. Как правило, универсальные лыжероллеры оснащены более узкими колесами в сравнении с классическими. Наиболее распространенные размеры колес: 70х30мм, 80х30мм, 100х24мм – для конькового хода, 67х50мм, 70х40мм – для классического.
Лыжероллеры «вездеходы» оснащаются колесами с надувными шинами диаметром от 125 до 250 мм и шириной от 25 до 70 мм. Лыжероллеры с надувным колесом диаметром 125-150 шириной 25-30 мм можно использовать на грубом асфальте или очень ровной и плотной грунтовой дорожке. Лыжероллеры с надувным колесом диаметром 150-250 шириной 40-70 мм можно использовать на грубом асфальте, грунтовой песчаной дорожке, в лесу. Лыжероллеры «вездеходы» конструктивно более тяжелые, что негативно сказывается на технике передвижения, которая далека от обычной лыжной.
Лыжероллеры с колесами малого диаметра (70мм) и большой ширины (30мм) более устойчивы в сравнении с колесами большего диаметра (100мм) и меньшей ширины (24мм). Для повышения устойчивости также применяют платформы с уменьшенным клиренсом (непосредственно изогнутые или со специальной геометрией вилки). Для гоночных роллеров чаще применяются платформы прямые (или изогнутые вверх). Колеса большого диаметра (100мм) лучше справляются с неровностями поверхности трассы, позволяют свободно проезжать трещины и другие препятствия, мелкие камешки не стопорят колесо, отскакивают. Колесо большего диаметра и меньшей ширины, при применении одинаковых материалов будет чуть быстрее колеса с малым диаметром и большой шириной.
Скорость качению лыжероллеров зависит ориентировочно на 94% от материала и конструкции колеса, на 5% от применяемых подшипников и смазки, на 1 % от конструкции платформы. 94% относящихся к колесу в свою очередь можно распределить между материалом шины, материалами диска, качеством и точностью изготовления деталей колеса и осей.
Подшипники в колесах: стандарт 608, класс точности ABEC3 - ABEC9 со стальными, титановыми или керамическими шариками. Подшипники поставляются с консистентной смазкой обеспечивающей долговечность подшипника и его способность выдерживать высокую нагрузку. При замене густой консистентной смазки на менее вязкую уменьшается сопротивление качению, предельная нагрузка и долговечность. Качественные подшипники могут вращаться с колесом без нагрузки меньше чем дешевые подшипники с большими зазорами. С возрастанием нагрузки качественные подшипники будут оказывать меньшее сопротивление. Такое же влияние оказывают оси колеса. Закаленная особо точная ось значительно уменьшает сопротивление качению под нагрузкой. Керамика стоит ощутимо дороже, может иметь чуть лучшие показатели по выкату со спусков, но при передвижении по равнине может ощущаться «залипание» в момент толчка ногой.
У всех производителей гоночных колес примерно одинаковая линейка по жесткости полиуретана (от 74 до 82) и приняты следующие маркирующие цвета:
76А (желтое) — для мокрой трассы
78А (оранжевое) — универсальное
80А (зеленое) — жесткое
82А (красное) — сверхжесткое
При выборе колес на гонку нужно учитывать вес спортсмена (чем тяжелее спортсмен, тем жестче должны быть колеса), зернистость асфальта (чем зернистее, тем мягче колеса), состояние покрытия - мокрое или сухое (для мокрого нужно брать помягче колеса – для лучшего сцепления), температуру воздуха (чем холоднее, тем мягче колеса).
Гоночные колеса с высокой твердостью шины (85А) при скатывании со спуска остановятся раньше гоночных колес с низкой твердостью (78А). Между тем, скорость на круге (подъем- спуск) и на равнине при хорошем и среднем качестве асфальта будет выше у твердых колес. На плохом асфальте скорость выше у мягких гоночных колес.
Основными техническими ограничениями для коньковых скоростных лыжероллеров являются: расстояние между осями не менее 530 мм, колеса диаметром не более 100 мм. Различия минимальны. Вес пары у разных производителей колеблется от 1250 до 1290-1300 грамм. Фурнитура (крепеж колес и подшипников) у разных производителей может быть разной.
Помимо коньковых, существуют модели скоростных лыжероллеров для классики. Все то же самое, что и у тренировочных моделей (платформа, фурнитура, стопора), но колеса отлиты из полиуретана, а не из резины. По скорости выката на спуске такие классические роллеры почти не уступают скоростным коньковым.
Классика может быть двухколесной и трехколесной. Трехколесные модели устойчивее на подъемах, при передвижении попеременных ходом, но плохо управляемы в поворотах на спусках. Выбор пары на гонку нужно осуществлять с учетом конфигурации трассы.
Скорость тренировочных колес в большей степени зависит от применяемых материалов.
Мягкие медленные резиновые шины изнашиваются, как правило, быстрее твердых полиуретановых. Тренировочные колеса Marwe представлены в наиболее широком ассортименте и маркируются следующим образом:
S ( Extra fast speed for sprint training) – сверх быстрые, для тренировок в спринте.
0 (Fast speed simulating skiing on icy snow conditions) – быстрые, имитируют ледянистое состояние снега. Им соответствуют самые распространенные Start71, SRB№1 (и аналоги).
6 (Standard speed simulating skiing on fresh snow) – стандартные, имитируют свежий снег. Им соответствуют Start80, SRB№2 (и аналоги), Elpex №2.
7 (Slow speed simulating skiing on wet snow) – медленные, влажный снег. Им соответствуют SRB№3 (и аналоги), Elpex №3.
8 (Extra slow speed for power training) – сверхтяжелые, для силовых тренировок. Им соответствуют Elpex №4.
В качестве единственной пары выбирают, как правило, лыжероллеры, соответствующие классу 0 или 6, на которых можно выполнять и скоростную работу, и объемные тренировки. Для силового тренинга на платформы можно установить редукторы-замедлители или применять внешнее сопротивление (напр., привязанную к лыжнику покрышку).
Самой распространенной тренировочной моделью лыжероллеров является Start 71 и его производные в исполнении отечественных Shamov, Elva, Selekta, Клинспорт. Колесо из полиуретана (размер 70х30мм) или из более медленной резиновой смеси. До недавнего времени на Start 71 проводились все официальные старты свободным стилем под эгидой ФЛГР. Более дорогой стандарт 100х24 уверенно наступает. Официальные старты у биатлонистов проводятся на Marwe, лыжники свободным стилем соревнуются на Swenor или IDT. В классическом ходе Elpex уступил более дорогим Swix.
Лыжероллеры для классического хода менее распространены. Особенности стопорного механизма (всегда уверенное твердое «держание») негативно сказывается на технике отталкивания ногой. Модели с преодолением весового прогиба для отталкивания не получили широкого распространения из-за конструктивной сложности, тяжести и высокой стоимости.
В комплекте для начала занятий на лыжероллерах, кроме них необходимо иметь: твердосплавные наконечники для палок, защиту (шлем и очки). Ботинки обычно используются зимние, но здесь будут уместны две ремарки. Первая - более высокая, узкая и неустойчивая опора (лыжероллер по сравнению с лыжами) предъявляет повышенные требования к жесткости ботинка, поэтому модели ботинок начального уровня категорически не подходят. Вторая - летние модели ботинок более открытые, лучше вентилируются – в жаркое время года по определению будут более комфортными.
Крепления на лыжероллеры устанавливаются обычные «зимние» или специализированные, главная отличительная особенность которых – более жесткий флексор. Вибрации, передаваемые от поверхности, негативно сказываются на надежности фиксации креплений, установленных на пластине NIS. Проблему решает дополнительная страховка креплений саморезом. Крепления на классические лыжероллеры устанавливаются «от пятки». Для коньковых применим как первый способ, так и второй – ось вращения ботинка должна быть на 35-40 мм впереди центра тяжести лыжероллера.
Для справки (стоимость на 2018 г.):
Стоимость тренировочных лыжероллеров для классического хода начинается от 6500 руб. Качественные европейские модели можно купить от 13000-15000 рублей (Elpex, IDT) до 25000 (Swix, Marwe).
Лыжероллеры для конькового хода более доступны. 3000-3500 руб. за отечественные модели на резиновом ходу и 4500 - 5500 руб. за то же самое на полиуретане (в зависимости от размеров колеса). Самые массовые - Start 71 стоят около 10500 руб. Лучшим предложением 100х24 по соотношению цена-качество является Swenor Skate (10000 руб.), чуть дороже лыжероллеры IDT, эталонными считаются Marwe 620XC (от 22000 руб.)
Скоростные лыжероллеры для соревнований оцениваются не менее чем в 20000 рублей.
Так же вы можете ознакомиться с перечнем выпускаемых моделей лыжеролллеров каждого производителя в специально подготовленном обзоре.