Настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
Задний переключатель - деталь велосипеда, которая часто подвергается ударам. Перед тем, как приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут - два направляющих ролика рамки должны лежать в одной плоскости, и, соответственно, цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.
Как правило, в задней части параллелограмма переключателя находятся специальные винты, которые своими концами физически ограничивают движение переключателя к большей или к меньшей шестерёнкам кассеты и предотвращают соскок цепи. При ослаблении ограничителя переключатель перемещается на большее расстояние, затягивая винты, его движение ограничивается.
На современных переключателях винты обозначены латинскими буквами «H» (англ. «high») для высоких передач и «L» (англ. «low») для низких. Регулировочные винты не сильно чувствительные, поэтому можно смело крутить на оборот или пол оборота за один раз. Самым ответственным здесь является ограничитель низких передач, который предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.
Ограничитель высоких передач («H»)
Для данной настройки следует ослабить натяжение троса, т.е. закрутить до конца регулировочные барабаны на самом переключателе скоростей и на рычаге, а также перевести звёзды в положение самой высокой передачи: большая звезда спереди и маленькая сзади. Поворачивая регулировочный винт «H» добиваемся, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездой. Вращение по часовой стрелке смещает рамку в сторону больших звёзд, против часовой — во внешнюю сторону. После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
Ограничитель низких передач («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. Для данной настройки следует перевести шестерёнки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади, а также максимально выкрутить регулировочный винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя. Для правильной настройки нужно выровнять ролики и большую звезду. Закручивая винт «L» по часовой стрелке, рамку переключателя смещаем в сторону малых звёзд; против часовой — в сторону спиц.
Настройка переключения
Настройка происходит за счёт натяжения или ослабления троса при вращении специального регулировочного барабана (в некоторых случаях их два, с обеих сторон концов троса) и основана на двух принципах: переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса, переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.
Перед тем, как начать настройку, нужно переключиться на самую высокую передачу (маленькая звезда) и убедиться в том, что рычаг переключения находится в своём крайнем положении.
Затем делаем первый щелчок и начинаем вращать педали вперёд. Цепь должна перейти на одну позицию выше. Если этого не происходит, то трос слишком слабо натянут. Соответственно, нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в пол оборота. Важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.
Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут наконечник рамы.
Регулятор натяжителя («B-tension»)
В современных переключателях два подпружиненых рычага. Нижний, называемый также «A-pivot», поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звёзды. Верхний - «B-pivot» обеспечивает движение рамки назад к большой звезде.
В большинстве случаев существует возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага «B» параллелограмма переключателя с помощью специального регулировочного винта, то есть фактически регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде.
Чтобы выполнить настройку установите цепь на самую большую звезду кассеты, то есть на самую нижнюю передачу. При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх, приближаясь к звезде, увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения. Разумеется, ролик не должен задевать за шестерёнку. Зазор должен составлять примерно 5 мм. Данную регулировку нужно проводить заново при замене звёзд кассеты или при смене длины цепи.